Доклад по правоприменительной практике по антимонопольному законодательству
15 декабря 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад по правоприменительной практике Алтайского республиканского УФАС за 4 квартала 2017 года.

Статистика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции, Закона о рекламе

За предыдущий период 2017 года Алтайским республиканским УФАС России возбуждено и рассмотрено 9 дел по нарушению антимонопольного законодательства. Проведено 16 проверок на предмет соблюдения антимонопольного законодательства (из них 7 внеплановых, 9 плановых).

По нарушению рекламного законодательства за предыдущий период 2017 года возбуждено и рассмотрено 14 дел. Проведено 2 плановых проверки на предмет соблюдения рекламного законодательства.

В отчетном периоде выдано 24 предупреждения.

Возбуждено и рассмотрено 41 административное дело. Из них 26 дел по нарушению антимонопольного законодательства, а 15 дел по нарушению рекламного законодательства.

Типичные нарушения в сфере защиты конкуренции

Рассмотрим наиболее типичные нарушения:

Нарушение субъектами естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения.

Самыми распространенными нарушениями являются:

1) включение в технические условия требований, не предусмотренных законодательством;

2) нарушение порядка оплаты за технологическое присоединение;

3) отсутствие в договорах холодного водоснабжения существенных условий;

4) превышение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.

Напоминаем «естественным монополистам», что Ваша деятельность регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В целях недопущения вышеуказанных нарушений рекомендуем усилить контроль за исполнением Правил, регулирующих Вашу деятельность. Например, возможно ли внедрение какой-либо программы, отслеживающей, к примеру, сроки тех.присоединения, повышение уровня квалификации специалистов, ответственных за составление договоров. В практике УФАС по РА существует понятие «Умный четверг», где мы рассматриваем изменения законодательства, изучаем практику наших коллег.

2. В Управлении появилась практика рассмотрения дела по антиконкурентному соглашению в ходе торгов, направленные на поддержание цен в ходе торгов, запрещенные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (картель).

На подробностях рассмотрения данного дела останавливаться не буду, желающие могут ознакомиться с решение УФАС по РА на официальном сайте управления.

Типичные нарушения органов власти

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в рамках осуществления полномочий проводит проверки соблюдения органами местного самоуправления требований антимонопольного законодательства.

1. В рамках данных проверок также выявляются нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005г. № 135-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части передачи объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам без проведения обязательных публичных процедур на право заключения концессионного соглашения.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до их передачи, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае – только концессионное соглашение.

Основной проблемой, которую обозначают органы местного самоуправления, является регистрация права собственности на указанные объекты. Вместе с тем, УФАС по РА неоднократно указывало на необходимость наличия правоустанавливающих документов для передачи объектов по концессионному соглашению.

Таким образом, УФАС по РА не рассматривает отсутствие правоустанавливающих документов на объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения как причину для незаключения концессионного соглашения.

Решением данной проблемы будет являться неукоснительное соблюдение норм по передаче указанных объектов только по договору аренды, в ином случае – только концессионное соглашение.

Вместе с тем, 31.07.2017г. вступило в силу определение Верховного Суда Российской Федерации № 303-КГ17-4054, которым установлено, что на основании статей 215, 216 Гражданского кодекса, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296).

В данном определении Судом также указано, что действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Центральным аппаратом ФАС России готовится мотивированная позиция для направления в ВС РФ по данному вопросу. В случае, если данная позиция будет изменена, Управлением будет продолжено реагирование на факт передачи объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, без проведения публичных процедур.

Однако, в настоящий момент Управление вынуждено прекратить реагировать на факт передачи указанных объектов во владение, пользование и распоряжение муниципальным предприятиям и учреждениям. Соответствующие разъяснения направлены в адрес Администраций МО.

2. Актуальными на сегодняшний день являются нарушения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Следует отметить, что существует два вид регулярных перевозок: по регулируемым тарифам и нерегулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Свидетельство об осуществлении перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок

Управлением установлены факты выдачи свидетельств и карт маршрутов муниципальных перевозок без проведения открытых конкурсов, что противоречит положениям Закона об организации регулярных перевозок.

Управлением установлено, что локальными муниципальными актами установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок не предусмотрено проведение открытых конкурсов, в связи с чем предпринимателям выдавались свидетельства и карты маршрутов без проведения публичных процедур.

Таким образом, Администрациям, устанавливающим муниципальные маршруты регулярных перевозок, следует обратить внимание, что непроведение открытых процедур на право осуществления перевозок приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, созданию преимущественных условий для определенных лиц (ИП, ООО, и.т.д.), ущемлению при этом прав других участников рынка, что будет квалифицировано Управлением как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Во избежание данного нарушения следует проводить процедуры на право осуществления перевозок ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в соответствии с законом №220-ФЗ, а также привести внутренние муниципальные акты, регулирующие порядок заключения договоров на право осуществления перевозок в соответствие с вышеуказанным законом.

Также, является нарушением ч.1 ст.15 Закона о защите дача согласия собственником имущества (органом власти) на передачу в субаренду недвижимого имущества без торгов с нарушением Закона о защите конкуренции. То есть, собственник, не являясь стороной договора, дает согласие, как правило, своему подведомственному учреждению на передачу недвижимого имущества в субаренду с нарушением требований закона (без проведения торгов).

Типичные нарушения законодательства о торговле

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай во исполнение поручения Правительства РФ, ФАС России проведены проверки деятельности наиболее крупных торговых сетей (межрегиональных и межмуниципальных, муниципальных) и поставщиков продовольственных товаров, осуществляющих деятельность на территории Республики Алтай на предмет соответствия требованиям статьям 9, 13, 14 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №273-ФЗ).

По результатам проверок установлены нарушения в части отсутствия информации (сведений) об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров, а также актуальной информации о существенных условиях такого договора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что противоречит требованиям части 1 статьи 9 Закона о торговле.

Решение: актуализировать информацию на официальном сайте торговой сети в сети «Интернет» в части обязательных сведений, установленных Законом о торговле

Также установлены нарушения части 7 статьи 9 Закона о торговле в части установления торговой сетью и поставщиком продовольственных товаров в договоре поставки сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части.

Законом о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, запрещается приобретать на любом законном основании дополнительную площадь торговых объектов в случае превышения ими порога в 25% от общего объема продовольственных товаров, реализованных в предыдущем финансовом году на территории муниципального образования, в денежном выражении (статья 14 Закона о торговле).

Управлением в целях проверки соблюдения требований статьи 14 Закона о торговле ежегодно рассчитывается доля объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах муниципальных образований Республики Алтай.

По результатам расчета доли объема всех реализованных продовольственных товаров установлено превышение 25% порога ряда крупных торговых сетей в муниципальных образованиях Республики Алтай.

Торговым сетям напоминаю, что расчет доли доля объема всех реализованных продовольственных товаров является вашей обязанностью. Рекомендуем отслеживать этот момент, напоминаем, что Управление в случае превышения порога в 25% будет приняты меры реагирования.

Что касается Администраций муниципальных образований, в Ваш адрес в конце мая каждого года также направляется информация о превышении торговыми сетями порога в 25%. Просим учитывать этот момент при выдаче разрешений на строительство. Понятно, что Администрация на этом основании не может отказать в выдаче разрешения, но напомнить об этом торговой сети в ваших силах.

Типичные нарушения в сфере рекламного законодательства

В ходе проведенных проверок печатных изданий на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» выявлены следующие типичные нарушения указанного Закона:

1. В соответствии с рекламным законодательством размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». В нарушение указанных требований в печатных изданиях проверяемых хозяйствующих субъектов отсутствует такая пометка к рекламной информации.

Рекомендуем редакциям газет строго соблюдать данную норму, и размещать пометку «реклама» или пометку «на правах рекламы» на КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ, где размещается рекламная информация. В случае невозможности отследить этот момент при верстке газеты, рекомендуем размещать данную пометку на каждом листе.

2. В соответствии с рекламным законодательством реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В нарушение указанных требований в печатных изданиях проверяемых хозяйствующих субъектов отсутствуют предупреждения о необходимости консультации у специалиста, о наличии противопоказаний к их применению и использованию (при рекламировании лекарственных препаратов или медицинских услуг).

Таким образом, при размещении рекламы лекарственных препаратов и медицинских услуг следует В КАЖДОМ СЛУЧАЕ размещать указание о имеющихся противопоказаниях и необходимости получения консультации специалиста.

Перечень медицинских услуг утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

Контроль Закона об электроэнергетике

ФАС России и его территориальные органы уполномочены осуществлять контроль за соблюдением Закона об электроэнергетике и нормативно-правовых актов, принятых в данной сфере регулирования.

В настоящее время уже вступили в законную силу и применяются принятые в этом году поправки, связанные с упрощением подключений, а именно с сокращением количества этапов, и ускорением последующего заключения договора энергоснабжения. Так, установлена единая форма акта о выполнении технических условий, о технологическом присоединении, а также предусмотрена процедура оформления договора энергоснабжения еще на этапе технологического присоединения.

Оформление договора энергоснабжения на этапе технологического присоединения предусматривает право потребителя при подаче заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям указать наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Сетевая организация в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения договора технологического присоединения с заявителем обязана направить в письменном или электронном виде в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копию подписанного с заявителем договора и копии документов заявителя, предусмотренных пунктом 10 Правил технологического присоединения, имеющихся у сетевой организации на дату направления, а также копию заявки о технологическом присоединении.

Гарантирующий поставщик обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения от сетевой организации документов направить в адрес сетевой организации подписанный проект договора энергоснабжения.

Порядок взаимодействия гарантирующего поставщика и сетевой организации регламентируется заключенными соглашениями о взаимодействии.

В последующем сетевая организация не позднее 2 рабочих дней со дня подписания заявителем и сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, направляет в письменном или электронном виде копии указанных актов в адрес гарантирующего поставщика, что исключает необходимости обращения заявителя непосредственно к гарантирующему поставщику.

Действия по передаче копий документов заявителей в адрес соответствующих субъектов розничных рынков, а также по допуску к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии совершаются сетевыми организациями без взимания платы за их совершение.

В связи с чем, гарантирующим поставщикам и сетевым организациям необходимо серьезно оптимизировать свои бизнес-процессы и продолжить усиленно внедрять клиент-ориентированный подход при осуществлении технологического присоединения

По данным ФАС России более 80% нарушений антимонопольного законодательства, связанных с подключением к сетям, относятся к срокам присоединения к инфраструктуре, оставшийся процент приходится на навязывание неких несуществующих условий договора подключения или нарушения порядка ценообразования.

Так, Управлением за текущий период рассмотрено 12 административных дел по ст. 9.21 КоАП РФ в части пропуска срока технологического присоединения к электрическим сетям и наложен административный штраф в размере 1 млн. 100 тысяч рублей (оплачено 800 тыс. руб.).

При этом нарушение сроков зачастую связано не с нежеланием сетевых компаний исполнять те или иные мероприятия, а с несовершенством законодательства. С 2012 года было принято более 20 нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение подключения к инфраструктуре.

2. Вместе с тем, создание в России эффективно работающего рынка электроэнергии возможно только при наличии нормального юридического механизма, обеспечивающего конкурентное ценообразование и исключающего дискриминацию его участников.

Управление провело проверку законности сбора гарантирующим поставщиком авансовых платежей за электроэнергию и начисления пени, штрафов за несвоевременную оплату авансовых платежей.

По результатам проверки установлено, что в силу пункта 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

Управление по результатам анализа договоров энергоснабжения, заключенных с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории Республики Алтай установило, что порядок и сроки оплаты, указанные в договорах энергоснабжения, соответствуют требованиям пункта 82 Основных положений.

Управлением установлено взимание гарантирующим поставщиком платы с индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Республики Алтай, в размере 30% до 10 числа текущего месяца, что не противоречит пункту 82 Основных положений и условиям договоров энергоснабжения.

В силу абзаца восьмого части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Управление по результатам анализа договоров энергоснабжения, заключенных с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами установило, что условия договоров энергоснабжения соответствуют требованиям абзаца восьмого части 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике.

При этом гарантирующий поставщик предъявлял индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Республики Алтай, неустойку за нарушение сроков внесения окончательных платежей, что не противоречит абзацу восьмому части 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике.

Разъяснения

ФАС России даны разъяснения о разновидностях убытков, причиняемых нарушениями антимонопольного законодательства, применимых методах оценки и расчета таких убытков (Разъяснение Президиума ФАС России от 11.10.2017 N 11)

Разъяснения включают в себя, в числе прочего:

- анализ правоприменительной практики;

- перечень нарушений антимонопольного законодательства, дающих предпосылку для расчета убытков и иных финансовых потерь, подлежащих покрытию в порядке реституции;

- общие экономические принципы, используемые при расчете убытков, контрфактуальный анализ (сравнительный экономический анализ, экономическое и финансовое моделирование);

- описание концептуальных подходов, составляющих базис для расчетов убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства;

- модельные примеры расчета убытков.

Разъяснения носят информационно-рекомендательный характер, ни один из приведенных методов расчета убытков не имеет заведомо приоритетного статуса, приоритетность методики диктуется обстоятельствами конкретного дела, количеством и характером располагаемых данных.

Данные разъяснения будут применяться в ходе рассмотрения дел о нарушении Закона о защите конкуренции (если речь идет о недопущении, ограничении, устранении конкуренции или ущемлении интересов предпринимателей или неопределенного круга потребителей).

Положения документа также подходят для определения размера ущерба, причиненного нарушением антимонопольного законодательства, в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность (статьи 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ).

Кроме того, настоящие разъяснения могут помочь пострадавшим лицам в определении убытков при их взыскании в судебном порядке либо при урегулировании претензий без судебного разбирательства.

Более подробно Вы можете ознакомиться с данными разъяснениями на официальном сайте Управления.

Наверх