Доклад о правоприменительной практике в сфере антимонопольного законодательства
29 июня 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Статистика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции, Закона о рекламе

 

За 2016 год (1 полугодие 2017 года)  Алтайским республиканским УФАС России рассмотрено 7 дел по нарушению антимонопольного законодательства. Проведено 11 проверок на предмет соблюдения антимонопольного законодательства (из них 7 плановых, 4 внеплановых).

По нарушению рекламного законодательства в 2016 году (1 полугодие 2017 года) возбуждено 28 дел. Проведено 3 плановых проверки на предмет соблюдения рекламного законодательства.

В отчетном периоде (2016, 1 полугодие 2017 года) выдано 48 предупреждений.

Возбуждено 55 административных дел. Из них 21 дело по нарушению антимонопольного законодательства, а 34 дела по нарушению рекламного законодательства.

 

Типичные нарушения в сфере защиты конкуренции

 

Как уже было отмечено, заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью не рассматриваются антимонопольным органом, а подлежат направлению в соответствующий орган исполнительной власти.

Вместе с тем, следует отметить случаи, когда гражданин заявляет о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям.

В таких случаях по заявлению антимонопольным органом должно быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрим наиболее типичные нарушения:

1. Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения регулируется договором технологического присоединения, мероприятия прописаны в технических условиях.
В ходе проведения проверки газораспределительной организации УФАС по РА было установлено нарушение Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Нарушение Правил выразилось в следующих действиях газораспределительной организации:
- не указание в технических условиях информации об обязательствах потребителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа;
- включение в технические условия требований о заключении договора на аварийно-диспетчерское, техническое обслуживание и ремонт объекта газоснабжения, выполнения исполнительной топографической съемки газопровода, учета затрат на присоединение (врезку) к действующему газопроводу, пусконаладочные работы и первичный пуск газа в процессе технологического присоединения;
- предъявление дополнительных требований о необходимости заявителям предварительно согласовывать проект (раздел) защиты от коррозии с отделом  газораспределительной организации при выполнении технических условий;

- нарушение порядка оплаты за технологическое присоединение, в части сокращения сроков оплаты за технологическое присоединение на 120 дней.

Вышеуказанные нарушения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения подпадают под действие Закона о защите конкуренции.
Управлением были применены меры в рамках своих полномочий.
2. В ходе проведения проверки организации водопроводно-канализационного хозяйства установлен факт предъявления потребителям не предусмотренных законодательством требований в технических условиях, что указывает на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Правила холодного водоснабжения и водоотведения содержат исчерпывающий перечень информации, которая должна быть указана в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Организацией водопроводно-канализационного хозяйства не соблюдены требования, предусмотренные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, в части:

- отсутствия приложений, регламентирующих (конкретизирующих) режим подачи (потребления) холодной воды, показателей качества холодной воды к договорам холодного водоснабжения;

- отсутствия в договорах холодного водоснабжения и водоотведения существенных условий, что ставит определенных хозяйствующих субъектов в неравное положение (в худшие условия) по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (абонентами), так как общество не включало в заключенные с данными лицами договоры условия, которые включались обществом в договоры с иными хозяйствующими субъектами (абонентами), пользующимися услугами общества.

3. В ходе проведения проверки сетевой организации установлен факт несоблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Правилами установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов потребителей (физических лиц и индивидуальных предпринимателей с максимальной мощностью до 15 кВт и до 150 кВт) в течение 6 месяцев со дня заключения договора о технологическом присоединении.

Сетевая организация должна выполнить возложенные на нее мероприятия до границ участка потребителя в течение 6 месяцев со дня заключения договора.

Сетевой организацией превышен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям, чем ущемляются интересы потребителей в части несвоевременного технологического присоединения объекта к электрическим сетям.

Кроме того, сетевая организация предъявляла потребителям требование о заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Правила технологического присоединения не предусматривает включение в технические условия требований по заключению потребителем договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

4. В 2017 году наиболее часто встречающимся нарушением, квалифицируемом как «недобросовестная конкуренция», является нарушение положений Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с данным законом запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров.

Признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции во всех случаях выражались в осуществлении деятельности по формированию и продвижению туристского продукта (организация и проведение многодневных туров и походов) при отсутствии сведений о данном хозяйствующем субъекте в Едином федеральном реестре туроператоров, предусмотренном ст. 4.2 Закона об основах туристской деятельности, что способствует необоснованному перераспределению потребительского спроса на рынке туристских услуг Республики Алтай, вследствие чего, может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам в виде недополученной прибыли, которую они могли бы получить в условиях добросовестной конкуренции.

Нарушителями, в рассматриваемых случаях, в основном выступают индивидуальные предприниматели и физические лица.

Типичными нарушениями в данном случае являются осуществление деятельности в качестве туристического оператора в отсутствие внесенных данных в ЕФРТ (ИП не могут быть туроператорами в силу действующего законодательства), отсутствие информации о поставщике услуг (туроператоре) на сайте в сети «Интернет» как о туроператоре, так и о турагенте.

5. Хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги в сфере гостиничного бизнеса,  распространялась в сети Интернет реклама и информация нерекламного характера о соответствии корпусов категориям «четыре звезды» и «пять звезд».

Законом о техническом регулировании установлено, что объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном указанным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия. Позиционирование гостиничных услуг эко-курорта, как тождественных категории «четыре звезды» и «пять звезд» противоречит требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, способствует необоснованному перераспределению потребительского спроса на рынке гостиничных услуг Республики Алтай, вследствие чего, может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, в виде недополученной прибыли, которую они могли бы получить в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, действия хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги в сфере гостиничного бизнеса, связанные с введением в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара (гостиничных услуг эко-курорта) посредством распространения в сети Интернет рекламы и информации нерекламного характера о соответствии корпусов гостиничного комплекса категориям «четыре звезды» и «пять звезд» являются нарушением п. 1 ст. 14.2 Закона «О защите конкуренции». УФАС по РА выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий.

Выданное предупреждение исполнено в установленный срок.       

 

Типичные нарушения органов власти

 

Хотелось бы отметить, что антимонопольный орган в рамках Закона о  защите конкуренции рассматривает заявления на действия (бездействия) органов власти. Если Вы полагаете, что антиконкурентные действия (бездействия) органа власти приводят к ущемлению интересов  в сфере предпринимательской деятельности, вы имеете право обратиться в антимонопольный орган.

По результатам проведения проверок были выявлены признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

1. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

Передача прав владения и (или) пользования вышеуказанных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды (в случае, если срок с момента ввода в эксплуатацию не превышает 5 лет) или концессионных соглашений (срок с момента ввода в эксплуатацию превышает 5 лет). Закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, указанные объекты не могут быть переданы по государственной или муниципальной преференции.

В нарушение требований вышеперечисленных федеральных законов Администрациями МО Республики Алтай были переданы в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия и безвозмездное пользование объекты, необходимые для организации тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Согласно нормам Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается только по итогам открытого/закрытого конкурса.

Таким образом, в действиях органов местного самоуправления по передаче в хозяйственное ведение и безвозмездное пользование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, установлены нарушения Закона о защите конкуренции, так как непроведение обязательных публичных процедур на право заключения договора аренды или концессионного соглашения поставило данные хозяйствующие субъекты в преимущественное положение перед другими участниками рынка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке предоставления услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

УФАС по РА были выданы предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем изъятия объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в Казну муниципального образования.

2. Второе «типичное» нарушение допускается Администрациями в сфере размещения рекламных конструкций.

В соответствии с действующим рекламным законодательством Российской Федерации орган местного самоуправления обязан выдавать предписания о демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции с указанием срока исполнения (статья 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил данного предписания либо если собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

В ходе проведения плановых проверок было установлено, что Администрациями выдаются предписания о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций, вместе с тем не отслеживается их исполнение.

Таким образом, ненадлежащий контроль за самовольно установленными рекламными конструкциями со стороны Администраций привел к тому, что владельцы таких рекламных конструкций получали преимущества при осуществлении своей предпринимательской деятельности, что было квалифицировано Управлением как признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Администрации, в деятельности которых были установлены такие факты бездействия, были предупреждены о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

3. Актуальными на сегодняшний день являются нарушения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с нормами данного Закона, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, если данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Управлением установлено, что локальными нормативными актами установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок не предусмотрено проведение открытых конкурсов, в связи с чем предпринимателям выдавались свидетельства и карты маршрутов без проведения публичных процедур.

Таким образом, Управление пришло к выводу, что действия органов местного самоуправления по выдаче свидетельств и карт маршрутов муниципальных перевозок без проведения открытых конкурсов противоречит положениям Закона об организации регулярных перевозок.

4. Кроме изложенного, необходимо отметить ошибки при применении органами власти пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Данная норма Закона предусматривает передачу на основании договора прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Кроме того, отдельно указано, что предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

В деятельности органов местного самоуправления УФАС по РА выявлены факты передачи муниципального имущества одному и тому же лицу по разным договорам, предусматривающим переход прав владения и пользования, заключенным сроком на 30 календарных дней в течение полугода (шесть последовательных месяцев).

Данные действия УФАС по РА рассматривает как признаки нарушения антимонопольного законодательства в связи с тем, что действительным считается договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключенный на основании п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, на срок равный 30 календарным дням. Превышение данного срока, равно как и заключение последующих договоров с данным лицом в течение шести последовательных календарных месяцев, является неправомерным (последующие договоры являются ничтожными).

 

Что касается типичных нарушений законодательства о торговле, можно отметить следующие нарушения.

 

1 Законом о торговле хозяйствующим субъектам, которые осуществляют розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, запрещается приобретать на любом законном основании дополнительную площадь торговых объектов в случае превышения ими порога в 25% от общего объема продовольственных товаров, реализованных в предыдущем финансовом году на территории муниципального образования, в денежном выражении.

Согласно произведенному расчету УФАС по Республике Алтай ООО «Розница К-1» (торговая сеть «Мария Ра») превысило порог в 25% на территории МО в 2014 году, а, следовательно, ему было запрещено увеличивать торговую площадь магазинов в 2015 году.

Вместе с тем, ООО «Розница К-1» (Торговая сеть «Мария – РА») в нарушение вышеуказанной норма Закона о торговле открыло в декабре 2015 года третий магазин на территории одного из муниципальных образований Республики Алтай.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в Арбитражный суд Республики Алтай было подано исковое заявление о признании недействительным договора аренды нежилого помещения, применении последствий недействительности сделки, в отношении ООО «Розница К-1» и ООО производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра».

Решением от 25.08.2016г. Арбитражный суд Республики Алтай частично удовлетворил исковые требования антимонопольного органа.

Ответчик обжаловал решение Арбитражного суда РА в суд апелляционной инстанции, однако вышестоящим судом данное решение было оставлено в силе.

УФАС по РА получена информация от ОСП Железнодорожного района г.Барнаула УФССП России по Алтайскому краю о том, что 20.02.2017г. по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Республики Алтай, возбуждено исполнительное производство, которое прекращено в связи с фактическим исполнением, что подтверждается актом возврата арендуемого помещения.

Однако в адрес Управления поступила информация от Администрации МО «Шебалинское сельское поселение» (вх. № 786 от 17.03.2017г.) о фактическом нахождении магазина торговой сети «Мария Ра» (ООО «Розница К-1») по адресу: Шебалинский район, с.Шебалино, ул.Набережная, 48.

Исполнительное производство возобновлено по заявлению УФАС по РА. В настоящее время УФССП по РА проводятся все необходимые мероприятия в рамках своих полномочий.

2. Типичными нарушениями является отсутствие информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что противоречит требованиям Закона о торговле.

Отсутствие вышеуказанной информации лишает возможности поставщиков продовольственных товаров ознакомиться с условиями заключения договора поставки, что может сказаться на осуществлении поставщиком предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что обязанность размещения информации об условиях отбора контрагента лежит как на торговых сетях, так и на поставщиках продовольственных товаров, несмотря на местонахождение (в том числе в отдаленной местности).

 

Типичные нарушения в сфере рекламного законодательства

 

Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  В ходе проведенных проверок печатных изданий на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» выявлены следующие типичные нарушения указанного Закона:

1. В соответствии с рекламным законодательством размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий.

В нарушение указанных требований в печатных изданиях проверяемых хозяйствующих субъектов отсутствует такая пометка к рекламной информации.

2. В соответствии с рекламным законодательством реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В нарушение указанных требований в печатных изданиях проверяемых хозяйствующих субъектов отсутствуют предупреждения о необходимости консультации у специалиста, о наличии противопоказаний к их применению и использованию (при рекламировании лекарственных препаратов или медицинских услуг).

3. В соответствии с рекламным законодательством при рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Самым распространенным нарушением рекламного законодательства в печатных изданиях является нарушение именно указанной нормы закона, а именно, в тексте рекламы  отсутствуют наименование продавца, сведения о месте нахождения и государственные регистрационные номера записи о создании юридического лица либо фамилия, имя, отчество, основные государственные регистрационные номера записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (например: продажа дров, угля, строительных материалов).

4. Одним из типичных нарушений рекламного законодательства является распространение рекламы (наружной и в печатных изданиях) о выдаче денежных средств под материнский капитал, строительство жилья, покупки жилья.

Законом о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В тексте рекламы о выдаче денежных средств под материнский капитал, строительство жилья, покупки жилья отсутствует указание на вид финансовой услуги. Вместе с тем, под «выдачей денежных средств» имеется в виду займ. Следовательно, неуказание вида финансовой услуги – займа, может приводить к искажению смысла рекламируемой услуги.

В соответствии с Законом о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лиц, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отечество). При таких обстоятельствах, отсутствие в распространяемой рекламе указания на вид финансовой услуги – займа, наименования лица, оказывающего данную услугу, свидетельствует о ее несоответствии требованиям, установленным Законом о рекламе.

5. Законом о рекламе установлено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений (например обучение вождению).

Управлением установлены неоднократные случаи распространения рекламной информации без получения соответствующих лицензий, что противоречит Закону о рекламе.

6. Законом о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы,  выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Нарушение указанной нормы закона является одним из самых распространенных (SPAM).

Поскольку здесь присутствуют представители «бизнеса», вам следует помнить, что если Вы собираетесь продвигать свой товар, свои услуги, распространять информацию о проводимых акциях, у Вас обязательно должно быть согласие абонента. Если такое согласие отсутствует, распространение такой рекламы будет считаться нарушением положений Закона о рекламе.

Наверх